Новости ЦБС


 

В 1917 г. в норвежском городе Тронхейм состоялось первое саамское собрание, на котором для решения общих проблем объединились южные и северные саамы Норвегии и Швеции. Официально основанный в 1956 г. Союз саамов взял на себя функцию по защите интересов этого коренного северного народа в Норвегии, Швеции и Финляндии.

В 1992 г. на 15-й конференции Союза саамов было принято решение о праздновании Национального дня саамов.

6 февраля 1992 г. кольские саамы впервые отметили в селе Ловозеро свой национальный праздник, впоследствии ставший ежегодным.

Саамы – народ самобытной арктической культуры. В настоящее время их общая численность на территории Норвегии, Швеции, Финляндии составляет около 68 тысяч человек, а в нашей стране проживает всего около двух тысяч кольских саамов.

Корни происхождения саамского народа уходят в глубокую древность. Первое подробное описание жизни и быта относится к 1674 году. «Лаппония 1673 года, или Новое и вернейшее описание страны саамов и самого саамского народа, в котором излагается многое ещё никому неведомое о его происхождении, суевериях, колдовстве, образе жизни, обычаях, а также о природе, животных и металлах, встречающихся в Лапландии, с приложением к тому рисунков», - так называлось сочинение немецкого учёного Иоганна Шеффера. Эта книга, написанная на латинском языке, является одной из первых печатных книг того времени.

Кто же такие саамы?

«Трудно дать описание типичного лопаря. По большей части маленького роста, крепки, коренасты, здоровы. Голова короткая и совершенно круглая. Лицо очень широкое, расплывчатое. Кожа смуглая, тёмная, но не столько сама по себе, сколько от постоянной грязи и копоти. Усы и борода обыкновенно растут плохо, как у других финских народов. Нос широкий и короткий, часто вздёрнутый. Но бывают и выше среднего роста, с правильным овальным лицом, прямым носом, с длинной окладистой бородой».

Хозяйственный уклад саамов с древнейших времен основывался на сочетании рыболовства, охоты на дикого оленя и охоты на морского зверя.

В конце XIX в. для саамов обычной была простая малая семья. К этому времени лишь в некоторых местностях сохранялись большие семьи. Как отмечают этнографы, обычно сыновья после женитьбы отделялись от отца и заводили своё хозяйство. Только если у родителей был один сын, он оставался вместе с ними до смерти. Характерной традицией было то, что нередко, прежде чем основать свое хозяйство, молодой муж должен был определённое время (иногда до года) отработать в хозяйстве у тестя. «В прошлом главой саамской семьи всегда был мужчина, но положение женщины в семье было довольно свободным».

Как отмечал знаток саамского быта Н.Н. Харузин, работу в семье нельзя было строго разделить на женскую и мужскую, а можно лишь говорить о работах, преимущественно исполняемых женщинами (приготовление пищи, шитьё и починка одежды, прядение шерсти и вязание, изготовление рыболовных сетей, лов мелкой рыбы в озёрах и т.д.), и работах, исполняемых преимущественно мужчинами (уход за оленями, заготовка и продажа дров, ямская повинность, лов крупной рыбы, постройка карбасов). Но в действительности в семье не всегда строго придерживались этих норм, и нередко можно было встретить саамскую женщину, которая ехала в лес за дровами или пасла оленей, а также и саама, занимавшегося приготовлением пищи или починкой одежды. Это также делало положение мужа и жены в семье равным.

С древности саамы были язычниками, поклонялись сейдам, от которых, как они верили, зависели успех на промысле и благополучие жизни. «На вопрос, что означает сейд, саамы дают неопределённые ответы: «Это камень такой, как будто человек», - пишет исследователь саамской культуры Н.Н. Волков. Чтобы задобрить сейдов, им приносили в жертву часть охотничьей добычи. Саамские шаманы (кебуны) были известны далеко за пределами Лапландии, как повелители погоды, властители бурь, врачеватели больных, а особенно славились как хорошие предсказатели судьбы.

В середине XVI века на Кольском полуострове возникли два монастыря – Кандалакшский и Печенгский. Христианизация саамов связывается с именами русских святых Феодорита Кольского и Трифона Печенгского. Несмотря на активную христианизацию и постройку церквей в саамских погостах, среди саамов долго сохранялись дохристианские верования и обряды, связанные с оленеводством, рыбной ловлей (по сей день, является традиция задабривания морских божеств перед ловлей рыбы. Саамы кидают в воду медную монетку, прося о хорошем улове, а задобренные духи благоволят им и одаривают преданный народ большим количеством крупной рыбы), поклонением камням-сейдам. Исследователи сходятся во мнении, что для традиционных верований саамов было характерно смешение нескольких составляющих: тотемизма (белый олень с золотыми рогами – Мяндаш, которому делались жертвоприношения на особом месте), фетишизма (поклонение камням, деревьям) и анимизма (культ сейдов – духов предков, духов природы, богов).

Этот народ столь необычен, что до сих пор привлекает внимание многих туристов, околдовывает шаманскими чарами, завораживает своей историей, своими традициями и своим образом жизни. Сейчас в Мурманской области активно развивается туристическое направление, связанное с культурой кольских саамов, центром которой в настоящее время является Ловозерский район.

Материал подготовила: Голбан О. А., ведущий библиотекарь краеведческого сектора центральной библиотеки имени Н.В. Колычева

Источники:
• Традиционные фестивали и праздники Мурманской области – Мурманск, 2009. - 34 с.
• Яковлева, Е. С. Национальный день саамов - 6 февраля / Е. С. Яковлева // Коренные народы Евро-Арктического региона : сборник докладов XXXIX областной краеведческой научно-практической конференции, / [сост. : В. П. Сапрыкин, Л. М. Смирнова]. - С. 120-124.

  • zittlap201
  • zittlap202
  • zittlap203
  • zittlap204
  • zittlap205