Стресс это в психологии

Стресс в психологии: определение, признаки, лечение

3 Признаки

Симптоматическая картина различных заболеваний, имеющих схожее проявление, навела известного исследователя Ганса Селье на определенные размышления, которые положили начало труду всей его жизни — учению о стрессе. В момент полного истощения не остается ни одной системы, которая бы не получила удара. Условно все симптомы можно разделить на физиологические и психические. Первые отображают воздействие стресса на организм. К ним можно отнести выраженное похудение, снижение аппетита, изменения в работе сердца, ВСД (вегето-сосудистая дистония), утомляемость и т. д.

К психическим признакам относятся: внутреннее напряжение, недержание мочи, тревожность, подавленность, апатия, плохое настроение, замкнутость, отстраненность. От исходного состояния нервной системы человека зависит то, насколько выраженным будет ответ организма и его не специфическая реакция. Эмоционально слабые личности подвержены искать решения проблемы на стороне или с помощью психотропных веществ. Именно они обычно имеют зависимость от наркотиков и алкоголя. Сильным личностям противостоять стрессу оказывается легче.

В психотерапии выделяют когнитивные, физические, поведенческие и эмоциональные симптомы стрессового состояния. Они относительны, потому что некоторые могут проявляться в поведении человека и без провоцирующего фактора, так как являются нормой для личности и заложены психотипом. Выявить истинные симптомы стресса на ранних этапах его проявления поможет психотерапевт, в запущенных случаях, когда человек теряет над собой контроль, их видно даже неспециалисту.

Когнитивные симптомы:

  • ухудшается память;
  • теряется способность к самоорганизации;
  • появляется нерешительность, сомнительность;
  • наблюдаются пессимизм и перепады настроения;
  • повышается тревожность, озабоченность;
  • возможно нарушение сна, вплоть до бессонницы.

Эмоциональные симптомы:

  • человек становится капризным и требовательным;
  • повышается раздражительность;
  • возможны панические атаки;
  • возникает склонность к депрессии;
  • появляются мысли о суициде;
  • возникает чувство одиночества и бесполезности;
  • возникает враждебный настрой ко всем;
  • чаще проявляется агрессия;
  • возможна неудовлетворенность настоящим состоянием;
  • происходит угнетение психоэмоционального фона.

Физические симптомы:

  • головокружения и головная боль;
  • расстройство пищеварения;
  • расстройство стула;
  • частичное выпадение рефлексов;
  • тошнота и рвота;
  • нарушения дыхания;
  • мышечные и нервные спазмы;
  • обострение хронических заболеваний;
  • повышенное потоотделение;
  • сухость во рту, чувство жажды;
  • утомляемость.

Поведенческие симптомы:

  • замкнутость;
  • отстраненность;
  • отказ от основной деятельности;
  • пристрастие к алкоголю или наркотикам;
  • изменение отношения к окружающим;
  • смена взглядов на жизнь;
  • переоценка ценностей;
  • подозрительность и недоверие к окружающим.

В зависимости от количества перечисленных симптомов распознается тяжесть состояния. После опроса, наблюдения и визуального обследования специалист ставит диагноз и определяет объем необходимой помощи. В тяжелых клинических ситуациях требуется госпитализация в стационар круглосуточного пребывания и постоянный контроль со стороны специалиста.

Все о понятии стресса в психологии

Каждый человек испытывал раздражение и чувствовал упадок сил. Такая реакция организма на негативные эмоции называется стрессом.

Характеристика состояния

Понятие и природа стресса в том, что он предназначен для защиты организма от различных негативных воздействий. При попадании человека в экстремальную ситуацию у него активизируются физиологические и психологические реакции для преодоления трудностей.

Причины

Стресс в жизни возникает по следующим причинам:

  • беспокойство по поводу смены работы;
  • опаздывание на поезд или рейс самолета;
  • плохое финансовое состояние;
  • нехватка времени, чтобы закончить важные дела;
  • смерть родственников;
  • плохое самочувствие;
  • неудовлетворение потребностей и т. д.

Значение стресса для организма человека оценивают по-разному. Некоторые психологи утверждают, что иногда он необходим, чтобы взбодриться и испытать адреналин. Но если будет слишком много стрессоров и человек будет находиться в стрессовом состоянии более 2 раз в неделю, то последствия будут негативными.

Симптомы

Стресс в жизни человека бывает разный. Его особенности зависят от первоисточников, но их симптоматика похожая. Сущность стресса проявляется в таких симптомах:

  • ухудшение памяти;
  • плохое самочувствие;
  • невозможность сконцентрироваться;
  • навязчивое чувство усталости;
  • систематические ошибки;
  • излишнее упрямство;
  • приступы агрессии;
  • слишком быстрая или медленная речь;
  • перевозбуждение;
  • повышенное чувство тревожности;
  • потеря чувства юмора и позитивного настроя;
  • чувство голода;
  • бессонница;
  • снижение социальной активности и т. д.

Если вовремя не начать лечение, воздействие стресса на организм может стать негативным.

Начнут активно развиваться психические заболевания: невроз, эпилепсия, фобические расстройства. Сущность стресса такова, что могут проявиться и прочие заболевания – артрит, тахикардия, гастрит, молочница. Нервные срывы, панические атаки, навязчивые суицидальные мысли также станут частым явлением.

Стадии

Воздействие стресса на организм человека зависит от стадии, на которой он пребывает. Их выделяют 3: стадия тревоги, сопротивления и истощения.

Стадия Характеристика
Тревоги Непосредственное влияние на организм человека раздражителей. Выделяются гормоны, направленные на защиту или бегство. В этом задействованы надпочечники, система пищеварения, иммунитет. Главная функция стресса – сохранение и поддержание постоянства внутри организма в среде, которая постоянно меняется. В определенных случаях нервная система работает на износ, поэтому человек остается живым. Но в такие моменты ухудшается самочувствие. После выхода из подобного состояния происходит сильное снижение защитной функции, в результате чего организм истощается. Но на стадии тревоги психическое состояние человека еще нормальное.
Сопротивления Во время адаптации человека к стрессовой ситуации исчезают признаки сильной тревоги, паники и страха. Но уровень сопротивляемости увеличивается. Такое стрессовое состояние сопровождается повышенной утомляемостью организма, невозможностью исполнения физических и умственных действий. Ярко выражена нервозность, взволнованность. Всё чаще появляются головные боли и головокружение. Нарушается пищеварение, замечается дрожание конечностей. Минус в том, что организм не сможет долго выдержать подобного сопротивления и тогда наступит стадия истощения.
Истощение Появляется сильная апатия. Настроение стабильно плохое, желания развлекаться нет. На этой стадии наблюдается нарушение сна, что приводит к сильной сонливости во время бодрствования. Человек раздражает буквально всё, он очень уязвим к чужим замечаниям в свой адрес. Постоянно всем недоволен, отношения с близкими ухудшаются.

Основные теории

Лучше понять природу стресса помогут специальные теории, каждая из которых дает понять, как развивалось представление о нем.

Г. Селье

Ганс Селье выделяет 3 этапа развития стресса:

  1. Аларт-стадия. Человек пребывает в напряжении и настороженности. Происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. Активно развиваются психосоматические заболевания – язва, мигрень, колиты, гастриты.
  2. Стадия резистентности. Особенность – полностью пропадают признаки тревожного состояния. Наступает ощущение гармонии, но оно еще обманчиво. Проходит сбалансированное расходование адаптационных ресурсов.
  3. Стадия истощения. Человек чувствует себя опустошенным. Энергия на низком уровне. Делать ничего не хочется. В таком случае нужно отдохнуть и хорошо выспаться.

Ганс Селье в своей теории стресса сравнивает психологическое состояние личности со стадиями человеческой жизни. Аларт-стадия – это детство, т. к. ребенок, полный энергии, активно реагирует на раздражители. Стадия резистентности – это зрелость, период, когда увеличивается сопротивляемость организма. Этап истощения приравнивается к старости, когда сопротивляемости практически нет, реакция на раздражители пропадает.

У. Кеннон

Эта теория гласит, что благодаря саморегуляции поддерживается стабильность организма. Организм сам решает, когда нужно активизировать защитные каналы, чтобы приспособиться к изменениям во внешней среде. Делается всё, чтобы организм как можно меньше пребывал в стрессовом состоянии.

И. Павлов

Ученый объяснил, что нервная деятельность изменяется в условиях повышенной нагрузки. Зафиксировал 2 состояния человека в момент стресса – заторможенность или гиперактивность. Реакция торможения описывается снижением активности, нарушением рефлекторной деятельности. Если наступает состояние перевозбуждения, наблюдается беспокойство и чрезмерный выброс адреналина. Павлов доказал, что оба состояния являются разрушительными и вредными для человека.

Л. Орбели

Орбели утверждает, в стрессовом состоянии происходит изменение свойств и функциональных способностей тканей, потому что организму нужно повысить уровень реактивности в конкретной ситуации. Обычно это оказывает влияние только на обмен веществ в тканях, а эндокринные механизмы не затрагиваются.

Э. Геллгорн

Эта теория стресса подтверждает, что во время стресса человек может испытывать негативные или позитивные эмоции. Их природа напрямую зависит от вегетативной системы. Есть 2 отдела: парасимпатический и симпатический. Симпатический отдел порождают положительные эмоции, возбуждение, радость, появляется прилив сил. Парасимпатический относительно негативно воздействует на нервную систему человека. Вызывает ощущение расслабления, усугубляет депрессивное состояние.

Р. Лазарус

Лазарус считал, что эмоции отвечают за приспособление человека к внешним условиям. Особенности его теории:

  • от когнитивных процессов зависит качество и насыщенность эмоциональных реакций;
  • психологический и нервный стресс – и процесс, и реакция;
  • внешний мир оценивается человеком на основе его знаний, убеждений, ценностей.

Согласно теории Лазаруса, самые частые проявления эмоции человека (познания, принципы) определяют характер стресса и поведения в любой ситуации.

Виды

В психологии принято делить стрессы на 2 вида – эустрессы и дистрессы. Они отличаются характером воздействия.

Эустресс

Особенности такого стресса в том, что в небольшом количестве он полезен. Человек становится более активным, т. к. энергии будет больше, появятся силы работать в стрессовом состоянии. Нервозность ощущается из-за волнения перед грядущим событием, но человек верит в себя и настроен позитивно. В процессе вырабатывается адреналин, который заряжает человека энергией. Появляется из-за легкой и приятной взволнованности, сильной радости или ощущения счастья.

Дистресс

Дистрессы – вредные стрессы, которые негативно воздействуют на организм человека. Они могут стать причиной развития депрессии или психических расстройств. Возникают из-за перенапряжения, делают человека раздраженным. Вызывают дефицит энергии, позитивных эмоций, расстройства сна, плохое самочувствие. Выделяют 4 вида дистресса. Они отличаются причинами возникновения, симптоматикой и последствиями. Виды дистресса:

Название вида Описание Последствия
Психический стресс (другое название – психологический) Связан с переживаниями на фоне эмоций. Может проявляться из-за негативных событий, которые уже произошли или должны были случиться. В процессе происходит выброс в кровь веществ, воздействие которых негативно отражается на общем состоянии человека. Психологический стресс возникает, когда человек не замечает собственных достижений, забывает о важном событии или обещании, хочет уйти от реальности, ищет виновника своих бед в лицах других. Может проявляться как стресс в деловом общении. При наличии этого дистресса возможна сублимация – преобразование неприемлемого поведения в социально допустимое. Приводит к общему истощению организма. Поражает нервную систему.
Физиологический дистресс Воздействие стрессовых факторов происходит не на психику человека, а на организм. Причины – переутомление, сильная жара, холод, жажда. Часто наступает после чрезмерно сильных физических нагрузок и тренировок. Человек наносит вред самому себе. Но бывает, что физиологический стресс возникает в результате избиения. Тогда он способен перерасти в болевой шок, что может иметь фатальный исход. Повышается кровяное давление, частоту сердцебиения, уровень холестерина. Значительно увеличивается риск сердечных приступов. Больной постоянно не может выспаться, ощущает недосыпание и переутомление. Появляются проблемы с желудком. Может стать болезненным мочеиспускание.
Хронический дистресс Этот вид дистресса особенно опасен, т. к. человек постоянно пребывает в стрессе. Иммунная система становится слабой, организм ослаблен и не может противодействовать различным патогенным бактериям. Главная проблема в том, что хронический стресс не поддается лечению. Снижается или вовсе пропадает либидо и сексуальное влечение. Начинаются расстройства репродуктивной силы. Уменьшается плотность костной ткани из-за разрушения нервных клеток. Хронический стресс приводит человека к суицидальным мыслям. В результате больные заканчивают жизнь самоубийствами или в психиатрических больницах.
Нервный стресс Возникает и проходит быстро. Причина – сильное переутомление, чрезмерное эмоциональное напряжение. Может поразить как здорового человека, так и того, кто имеет невроз. Возникают боли в мышцах и суставах. Если долго игнорировать нервный стресс, он перейдет в нервный срыв. Вызывает боли в желудке, спазмы, рвотный рефлекс.

Стресс в психологии делится на еще 2 вида дистресса, которые очень похожи между собой. Это информационный и управленческий стрессы. При информационном происходит расстройство из-за отсутствия необходимого количества информации для принятия важного решения. Такое ощущение может возникнуть и тогда, когда человек не обладает желаемым объемом знаний в нужной области. Информационный стресс отличается от управленческой лишь степенью ответственности за принятие решений. При управленческом она намного больше, т. к. от действия руководителя зависит судьба его подопечных.

Лечение расстройства

На начальной стадии стресса лучшим лечением будет здоровый сон. Для взрослого человека он должен длиться минимум 7 часов, для детей оптимальная продолжительность – от 9 часов. Другие рекомендации:

  • регулярно занимайтесь спортом, чтобы были хоть какие-то минимальные физические нагрузки;
  • если день был тяжелым, примите теплую ванную и включите негромкую музыку;
  • обучитесь дыхательным техникам и основам медитации, чтобы в случае стрессовой ситуации суметь быстро расслабиться и нормализовать свое психологическое состояние;
  • перед сном проветривайте комнату;
  • устраивайте ароматерапию, вдыхая приятные ароматы мелиссы, мяты или ромашки.

Пребывая в нервном состоянии, важно нормально питаться. Пытаясь заесть стресс, человек стремительно набирает вес. Пищеварительные процессы нарушаются, питание ухудшается, что является идеальными условиями для развития заболеваний ЖКТ. Рекомендуется пить травяные настои. Лучшими компонентами являются ромашка, чабрец, душица, шалфей, мята, мелисса. Они снимают напряжение и переутомление, позволяют быстро заснуть и спать спокойно. Если были выявлены постоянные симптомы стресса, то следует обязательно обратиться к врачу. Он проведет диагностику, назначит лечение и поможет жить нормальной жизнью. Худшее, что может сделать больной, — заняться самолечением, которое может усугубить ситуацию.

Психологическое, моральное, физическое истощение организма, которое возникает из-за суеты, плохого самочувствия, недосыпа, нервозности называется стрессом. Человек проходит 3 стадии расстройства – тревогу, сопротивление и истощение, последняя из которых без лечения может закончиться фатальным исходом. Заметив у себя симптомы любого из видов стресса, следует обратиться к психологу и срочно начинать лечение.

Психологический стресс

Психологический стресс – это следствие сильного нервного перенапряжения, которое было вызвано каким-либо переживанием. Любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, приводят к такой реакции организма, поскольку сопровождаются особыми физиологическими процессами, например, выбросом в кровь веществ, оказывающих влияние на работу внутренних органов.

Особенности психологического стресса

Психологический стресс отличается от биологического рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

  • Запускается как реально действующими, так и вероятными событиями, наступления которых опасается субъект. Человек, в отличие от животных, способен реагировать не только на действующую в данный момент опасность, но также на ее угрозу, либо напоминание о ней;
  • Большое значение имеет оценка степени участия субъекта в воздействии на проблему с целью ее нейтрализации. При активной жизненной позиции или осознании того, что на стрессорный фактор можно повлиять, происходит возбуждение преимущественно симпатического отдела, а пассивность субъекта в сложившейся ситуации приводит к преобладанию парасимпатических реакций.

Еще одна особенность психологического стресса заключается в методике его измерения, которая направлена на оценку не косвенных показателей (стрессоры, проявления депрессии и тревожности, фрустрации), а напрямую описывает состояние человека, переживающего сложившуюся ситуацию. Это специальная шкала психологического стресса PSM-25, которая позволяет измерить стрессовые ощущения по эмоциональным, поведенческим и соматическим признакам.

Психологические механизмы стресса

Так как стресс – это адаптационная реакция, в ней принимают участие многие системы организма. Существует две группы стрессовых механизмов: физиологические (гуморальные и нервные) и психологические.

Подсознательные установки, возникающие в ответ на действие стрессора, относятся к психологическим механизмам стресса. Они защищают психику человека от разрушающего воздействия негативных факторов. К ним относятся:

  • Подавление. Это основной механизм, который лежит в основе многих других и представляет собой вытеснение чувств и воспоминаний в подсознание, в результате чего человек постепенно забывает о неприятной ситуации. Однако этот механизм не всегда полезен, например, он часто приводит к забыванию данных ранее обещаний;
  • Проекция. Когда человек недоволен собственными поступками или мыслями, он проецирует их на окружающих людей, приписывая им аналогичные действия. Иначе, это механизм самооправдания;
  • Регрессия. Это попытка субъекта уйти от реальности, когда он становится беспомощным, безучастным, не может сделать логичные выводы и принять какое-либо решение. Возможно, что поза эмбриона, характерная для человека в момент сильного переживания, объясняется именно этим психологическим механизмом стресса;
  • Рационализация. Это еще один способ самооправдания, который заключается в поиске виновника произошедшей ситуации. Рационализация приводит к неспособности человека анализировать ошибки и обвинению в своих бедах соседей, супруга, начальника или преподавателя;
  • Сублимация. Это наиболее благоприятная реакция на стресс, эффективная как на подсознательном уровне, так и в реальной жизни. Сублимация заключается в преобразовании неприемлемого поведения (например, агрессии) в рамки социально допустимого (бокс, профессиональные соревнования, спортивные игры).

Как видно, психологические механизмы стресса не всегда безобидны и иногда не позволяют правильно оценить ситуацию. Более того, они порой вредят отношениям с окружающими, тем самым усугубляя стрессовое воздействие проблемы на организм.

Психологические последствия стресса

Переживания и отрицательные эмоции, вызванные психологическим стрессом, очень опасны, так как приводят к образованию очагов застойного возбуждения в головном мозге, а это, в свою очередь, способствует развитию психосоматических, нервно-психических и других заболеваний.

К психологическим последствиям стресса относятся:

  • Тревога и беспокойство;
  • Ухудшение памяти;
  • Снижение внимания;
  • Чрезмерная эмоциональность по незначительным поводам;
  • Периоды депрессии;
  • Приступы гнева;
  • Вспыльчивость и раздражительность;
  • Постоянное ощущение неудовлетворенности;
  • Капризность;
  • Угнетенность и подавленность;
  • Субъективное ощущение перегруженности;
  • Утрата интереса и апатия.

В результате человек часто пытается искусственно компенсировать чувство внутренней неудовлетворенности: начинает употреблять наркотики и алкоголь, переедает, чаще курит, меняет свое сексуальное поведение, совершает необдуманные и импульсивные поступки, увлекается азартными играми и т. п.

Если у человека наблюдаются перечисленные психологические последствия стресса (хотя бы половина из них), необходимо внимательно проанализировать его состояние и текущую ситуацию, а в случае подтверждения диагноза немедленно приступить к лечению, используя существующие методы.

Снятие психологического стресса

При оценке по шкале психологического стресса важен интегральный (конечный) показатель психической напряженности, или ППН. Если он составляет 100 – 154 балла, то говорят о среднем уровне стресса, когда же ППН больше 155 баллов – это высокий уровень. Он свидетельствует о психическом дискомфорте и состоянии дезадаптации. В этом случае большое значение приобретает снятие психологического стресса и эмоционального напряжения.

Чтобы активизировать, а затем и выпустить эмоции, необходимо более глубокое дыхание: вдох должен сопровождаться медленным выдохом. При этом следует обращать внимание на ощущения, которые возникают в теле.

Быстро успокоиться помогает следующее упражнение: сделать медленный вдох через нос, затем задержать дыхание на 1-2 секунды и не спеша выдохнуть через рот. Лицо и тело при этом должны быть расслаблены. Можно встряхнуть руками и ногами, чтобы избавиться от излишнего напряжения.

В снятии психологического стресса и его профилактике неоценимую помощь оказывают друзья и близкие, позволяя человеку высказаться и выплеснуть накопившиеся эмоции наружу. Не менее эффективное и действенное средство борьбы с нервным напряжением – ведение личного дневника.

Очень хорошо снимает стресс любая двигательная активность: занятия спортом, домашние дела, пешие прогулки или утренние пробежки. Физические упражнения и ведение хозяйства отвлекают от негативной ситуации, направляя мысли в более приятное русло.

Еще один способ избавления от психологического стресса – это творчество, а также занятия музыкой, пением или танцами. Творчество позволяет отвлечься, музыка воздействует на эмоциональное состояние, танцы помогают сбросить лишнее напряжение, а пение – это средство самовыражения и естественный регулятор дыхания.

Попадая в стрессовые ситуации, необходимо выходить из них победителем, который преодолел еще одно препятствие на нелегком пути саморазвития.

ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • понятие стрессовой ситуации;
  • • типы и виды стрессовых ситуаций;

уметь

  • • характеризовать стрессовые ситуации, связанные с профессиональной, учебной деятельностью, экзистенциальные стрессовые ситуации, ситуации безработицы;
  • • давать психологическую характеристику личностных ресурсов при преодолении стрессов;

владеть

• методиками диагностики субъективных переживаний человеком различных видов стрессов (профессионального, информационного, экзистенциального).

Понятие стрессовой ситуации. Типы стрессовых ситуаций

В современном толковом словаре русского языка понятие «ситуация» (от фр. situation) трактуется как положение, обстановка, возникшая на основе стечения, совокупности каких-либо обстоятельств или условий». В российской психологии «ситуация» рассматривается как явление, включающее в себя несколько системных образований:

  • 1) факторы среды;
  • 2) систему личности.

В зарубежной психологии предлагается множество определений категории «ситуация». При этом внимание ученых привлекают вопросы различения схожих понятий, таких как «стимул», «окружающая среда» и непосредственно сама «ситуация», часто используемых как синонимы для обозначения внешних условий, воздействующих на человека. Считается, что стимул может быть частью ситуации, а ситуация является частью окружающей среды.

В широком смысле ситуацию определяют как «сочетание субъективной интерпретации (нечто неявное, уникальное, основанное на общекультурных традициях) и объективных условий, что в итоге может одновременно как стимулировать, так и ограничивать поведение человека».

На сегодняшний день общепризнанно, что стрессовая ситуация как часть окружающей среды или внешний стресс как постоянно действующие обстоятельства внешнего мира не всегда являются угрожающими для человека, однако могут быть негативными и требовать дополнительных сил для адаптации.

Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова предлагают дифференцировать понятия стрессовой и стрессогенной ситуаций. Стрессовая ситуация считается типом неординарной социально-психологической ситуации, содержащей повышенные требования к адаптационным ресурсам человека, детерминирующей изменения его психологического состояния и качество взаимодействия в системе «субъект — ситуация». Стрессогенная ситуация содержит преимущественно имплицитные (от англ, implicit — подразумеваемый, невыраженный) детерминанты стрессового реагирования как мобилизации адаптационных возможностей. Стрессогенная ситуация может превратиться в стрессовую в результате ее субъективной интерпретации как напряженной, трудной. Следует добавить, что стрессогенная (стрессородная) ситуация порождается благоприятствующими для этого внешними и внутренними условиями.

Внешними отличительными характеристиками стресса (стрессорами) на основе управляемости / неуправляемости, силы воздействия, изменяемости, однозначности / неоднозначности, повторяемости стрессовой ситуации являются:

Внутренними стрессорами являются те же характеристики (возможность контроля над ситуацией, субъективная оценка силы воздействия, изменяемости, неоднозначности, повторяемости и личного опыта столкновения со стрессовой ситуацией).

Стрессовые ситуации переменчивы и динамичны, т.е. способны менять свои объективные психологические характеристики в зависимости от встречной активности человека, от тех стратегий, которыми он пользуется.

Подходов к классификации стрессовых ситуаций столь много, что они с трудом поддаются систематизации.

В зарубежной психологии (Р. Лазарус и другие) в контексте разработки проблематики преодоления определяют три типа стрессовых ситуаций:

  • 1) ситуации утраты, как значимые травмирующие потери (смерть, потеря работы, потеря важных отношений);
  • 2) ситуации угрозы, призывающие человека к значительным копинг- усилиям и активизации адаптационных возможностей;
  • 3) ситуации вызова, которые требуют от человека сложных, часто рискованных стратегий преодоления (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Виды стрессовых ситуаций

Рис. 2.2. Виды стрессовых ситуаций

Рассмотрим данные типы ситуаций более детально.

1. Фрустрация как вид стрессовой ситуации. Еще Г. Селье обозначал фрустрацию стрессом рухнувшей надежды, и писал, что это стресс, приводящий к череде неудач и последующим заболеваниям. По мнению автора, фрустрацию можно отнести к причинам, которые превращают стресс в дистресс. Дистресс, «вызванный бесплодными усилиями, приводящими к фрустрации, оставляет необратимые химические рубцы, накопление которых обусловливает признаки старения тканей». Фрустрация как вид стрессовой ситуации сопровождается реакциями человека, которым С. Розенцвейг дал следующие наименования: «экстрапунитивные», «интрапунитивные» и «импунитивные». «Экстрапунитивные реакции, как правило, агрессивны, эго тенденция реагировать гневом на внешние объекты в ситуации фрустрации». «Интрапунитивные реакции рассматриваются как тенденция в ситуации фрустрации реагировать недовольством, гневом, направленными на самого себя. Результатом интрапунитивных реакций могут стать самообвинение, умышленное причинение повреждений самому себе, суицидальные попытки. Импунитивные реакции рассматриваются как реакции отвлечения от стресса и обесценивания его значения».

Как видим, перечень реакций человека на фрустрацию, обозначенных в свое время С. Розенцвейгом, нельзя считать исчерпывающим. На основании разработок С. Розенцвейга и вклада отечественных специалистов на сегодняшний день можно выделить:

  • 1) конструктивные реакции на фрустрацию, среди которых: адаптивные стратегии поведения (поддержка, повышение самооценки, анализ проблемы, активные и просоциальные действия) и здоровые негативные эмоции, которые энергетически обеспечивают преодолевающее поведение;
  • 2) деструктивные реакции на фрустрацию: нездоровые негативные эмоции; отрицательные агрессивные (экстрапунитивные и интрапунитивные) реакции на фрустратор; неагрессивные реакции (избегание, фиксация, подавление); дезадаптивные, агрессивные, пассивные, асоциальные действия;
  • 3) частично конструктивные стратегии преодоления фрустрации как сочетание конструктивных и деструктивных реакций. Например, избегание фрустрирующей ситуации, выражающееся в поиске социальных контактов («излить душу»), манипуляции, предполагающее гибкие формы обхода фрустрирующей ситуации, эмоциональное реагирование в форме плача, рыданий и т.п. Все это в некоторой степени позволяет снизить напряжение, но не всегда способствует решению проблемы, связанной со стрессом.

Таким образом, ситуация фрустрации как вид стрессовой ситуации — это «угрожающая жизненная ситуация, блокирующая удовлетворение потребностей человека (“крушения надежд”), которая вызывает неблагоприятные эмоциональные состояния в виде разочарования, замешательства, подавленности, агрессии и тому подобного и способствует включению ответных реакций (интрапунитивных, экстрапунитивпых, импунитивпых), а также преодолевающих стратегий поведения (конструктивных, частично конструктивных, деструктивных)» К

  • 2. Конфликт как вид стрессовой ситуации. Принято считать, что в основе любого конфликта лежит «ситуация, включающая:
    • • противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу;
    • • противоположные цели или средства их достижений в конкретных условиях;
    • • несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и ир.» .

В конфликтах могут принимать участие самые разные стороны: индивиды, социальные группы, общности, государства и т.д. Соответственно возникают конфликты по разным причинам: психологическим, ценностным, религиозным, экономическим, политическим и т.п.

А. Маслоу проанализировал конфликты через призму проблематики угрозы как динамического раздражителя, который вызывает разные поведенческие реакции человека и выделил:

  • 1) конфликтные ситуации, которые являются угрожающими;
  • 2) конфликтные ситуации, которые угрозы не несут.

Следовательно, уровень стресса в данных ситуациях будет различным: в первом случае — наибольшим, возможно с патогенными последствиями здоровью и жизни человека, во втором — наименьшим, вызывающим напряжение, но без психопатологических следствий.

В психологии принято выделять специфические стили реагирования человека на конфликтные ситуации: «уход», «борьба», «диалог».

Уход (избегание) и борьба (с собой и с другими) при конфликтном взаимодействии интерпретируются, в первом случае как игнорирование конфликта; во втором — как попытки его подавления. Конструктивной стратегией реагирования на конфликт, безусловно, является стратегия диалога, включающая поиск оптимальной альтернативы его решения; интеграцию противостоящих позиций; выработка компромисса. Таким образом, конфликт как вид стрессовой ситуации представляет собой актуализированное противоречие, выражающееся в столкновении противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов в процессе межличностного взаимодействия, образующее в восприятии человека напряжение, которое требует своего разрешения.

3. Изменения (перемены) как вид стрессовой ситуации. Если взять российскую действительность, то серьезные перемены, по самым скромным подсчетам, происходят в нашей стране в среднем каждые три года. В книге «Россия и СССР в войнах XX века» описано около 30 военных вооруженных конфликтов, в которые была втянута Россия в период с 1900 по 2000 г. И это без учета тяжелых экономических, политических, экологических перемен. Если причислить и их, то статистика будет куда более печальной. Можно сказать, что для России характерно практически беспрерывное пребывание в стрессовой ситуации перемен. В психологии данный тип стресса обозначают еще «стрессом социальных изменений», который толкуется как «дистресс, связанный с радикальными и крупномасштабными переменами в жизни общества, способными вызывать дезадаптацию у отдельных людей, определенных социальных групп и общества в целом».

Так, П. Штомпка социальные изменения причисляет к травматическим, при этом уточняя субъективность в их интерпретации, и дает им следующие характеристики:

  • 1) активная движущая сила социального изменения, присущая человеческим коллективам;
  • 2) ограниченный фонд культурных ресурсов, способных противостоять вторжению изменений;
  • 3) социальные изменения, имеющие трансформационный характер;
  • 4) признание негативных воздействий предыдущих социальных изменений, парализующих развитие;
  • 5) дифференцированное воздействие социальных изменений на разные сегменты социума;
  • 6) социальные изменения, имеющие разную скорость, ритм и теми во всевозможных областях социальной жизни.

Данные характеристики социальных изменений позволяют говорить об их серьезном стрессогенном, а порой и травматичном характере.

В науке описывают последствия стрессов социальных изменений, среди которых: социальная дезорганизация, переживание чувства социальной несправедливости, экономической растерянности, недовольство новыми социальными нормами, культурой, системой ценностей, осознание изолированности и состояние беспомощности. Стресс социальных изменений, по мнению В. М. Нилова, является одним из самых стрессогенных и оказывает серьезное влияние на здоровье человека. «Аккультурационный стресс» также можно отнести к стрессам перемен. Это вид стресса, обусловленный процессом вхождения в новую культуру и сопровождающийся изменениями на индивидуальном (личность, установки, ценности) и групповом (новое место проживания, политические, экономические и культурные перемены) уровнях (переселение, миграция и т.п.).

Считается, что любое нарушение привычного хода жизни человека (перемены) уже само по себе может стать стрессогенным. На основании этого Т. Н. Holmes и R. Н. Rahe (1967) была создана шкала типичных стрессогенных факторов (SRRS), содержащая 43 жизненных события, острота стрессогенности которых оценивалась в баллах. Среди событий были не только исключительно негативные, в нее вошли и такие, как успех, отпуск, празднование рождества и т.и. Исследования ясно продемонстрировали связь стрессов перемен со здоровьем человека. И хотя до сих пор эта проблема остается дискуссионной, ясно одно: изменения являются пусковым механизмом возбуждения с возникновением последующей ориентировочной реакции и адаптации человека к ним (изменениям). «Ориентировочная реакция — это обычная, данная от природы способность человека — один из ключевых адаптационных механизмов». Такая реакция, по словам Э. Тоффлера, способствует мгновенному получению и быстрой переработке большого количества информации, она готовит человека к действиям в непредвиденных ситуациях и, в некоторой степени, предваряет перенапряжение организма.

Стрессовые ситуации перемен можно дифференцировать по характеру и уровню стрессового воздействия следующим образом:

  • 1) негативные ситуации перемен с высоким уровнем стрессогенности;
  • 2) негативные ситуации перемен со средним или низким уровнем стрес- согенности;
  • 3) позитивные ситуации перемен с высоким уровнем стрессогенности;
  • 4) позитивные ситуации перемен со средним или низким уровнем стрес- согенности.

Наконец, выделяют «эволюционный стресс как внешнее условие и своеобразный генератор изменчивости, который способствует отбору и созданию более совершенных организмов, обладающих новыми адаптивными

ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

Таким образом, изменения — это не только необходимый элемент жизни, но и вид стрессовой ситуации, вызывающей напряжение в зависимости от уровня и специфики стрессовых нагрузок, включающей ориентировочную реакцию человека для адаптации и предупреждения перенапряжения организма. Если бы это было иначе, любые стрессовые перемены заканчивались бы для нас трагически.

4. Давление (прессинг) как вид стрессовой ситуации. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля понятие «давление» характеризуется как «гнести, пригнетать, угнетать, нажимать, обременять, душить, удушать» . В современном толковом словаре русского языка одно из значений — это «средство насильственного воздействия на кого-либо, нажим, принуждение, прессинг». Этимологически данное слово означает «сбивать с ног, калечить, притеснять». А в словаре Фасмера — «приносить в жертву, замучить, затравить». Иными словами, давление толкуется как насилие над личными убеждениями, мнениями, волей других людей.

В своих работах W. Weiten, М. A. Lloyd расширяют словарно-справочные определения понятия «давление» и подмечают, что давление (прессинг) включает ожидания или требования других, чтобы мы вели себя определенным образом. Люди находятся иод давлением ожиданий остальных относительно выполнения обязанностей, поручений, требований (давление начальства, родителей, педагогов, авторитетов, друзей, обстоятельств и др.). От нас ждут соответствия нашему статусу, социальной роли, уровню знаний и т.п. На основании этого авторы выделяют два вида давления:

  • 1) давление-выполнение;
  • 2) давление-соответствование.

Однако можно сказать, что в подобного рода ситуациях давления мы пребываем большую часть нашей жизни, потому что являемся, прежде всего, социальными существами и вынуждены подчиняться требованиям общества, соответствовать запросам не только ближайшего окружения, но и запросам культуры, религии, этики. Это «мягкие» формы давления. Куда более серьезными являются диктат, авторитаризм, те или иные виды насилия, травли, выходящие за грань нормы. Они отличаются разной степенью интенсивности и способствуют различному уровню напряженности. В многочисленных экспериментальных исследованиях (С. Аша, Э. Аронсон, Ф. Зимбардо, С. Милгрэм, М. Селигмаи, Д. Хирото, В. С. Мухина и другие) показано, что чем большее давление оказывается на людей, тем выше степень их уступчивости с последующим формированием комплекса беспомощности.

С точки зрения широты и силы воздействия на человека ситуаций давления можно выделить:

  • 1) макрострессоры — культурно-исторические условия (угнетение, тоталитаризм и т.п.), вызывающие длительное напряжение у больших групп людей (страны, государства), требующие затрат большого количества времени для социальной адаптации, сопровождающиеся формированием нового исторического типа личности;
  • 2) микрострессоры — повседневные ситуации напряжения, связанные с геми или иными обременениями, прессингом, порождающие напряжение у человека или группы (семья, учебный или трудовой коллектив, другие группы), локализованные во времени, требующие адаптации.

Если культурно-исторические условия (макрострессоры) воспринимаются как данность, которую необходимо учитывать, то на микрострессоры возможно влияние.

Приведем для анализа неутешительные данные одного из мониторингов (2013— 2014) изучения комплексной безопасности образовательных учреждений г. Москвы. Так, 50,2% (N = 6606) московских школьников от 14 до 17 лет указали на факты физического насилия, которое выражается в распространенности драк и избиений в их школах. Ситуации психологического насилия (насмешки, присвоение кличек, бойкот) происходят еще чаще. Их отметило 75,4% московских школьников. Почти половина подростков (49,7%) ответили, что они испытывали давление со стороны агрессивных и конфликтных одноклассников, 59% школьников указали на косвенные формы травли (демонстративный отказ сверстников сидеть рядом и общаться с ними). Более того, 8,6% подростков заявили, что в их школе есть учителя, позволяющие рукоприкладство в отношении обучающихся.

3) травматические стрессоры — травматические события, связанные с психологическим или физическим насилием, травлей, характеризующиеся внезапностью, непредсказуемостью, запредельным порогом интенсивности, часто сопровождающиеся личностными и поведенческими нарушениями.

4) хронические стрессоры — это напряжение длительной протяженности, характеризующееся однотипными повторяющимися стрессовыми нагрузками, часто сопровождающееся соматическими нарушениями.

Как видим, психологическое давление выступает такой динамической силой внешней среды (воздействие, влияние, вторжение и т.п.), которая вызывает напряжение разной интенсивности и оказывает влияние на человека, побуждая к изменениям личности и поведения.

В отечественной психологии стрессовые ситуации классифицируют исходя из специфики деятельности человека: профессиональные, учебные, бытовые. По уровню стрессогенности стрессовые ситуации бывают: высокой степени сложности (экстремальные); средней и низкой степени сложности (обыденные). Выделяют кратковременные и долговременные стрессовые ситуации, а также связанные с характером опасности для человека (реальная или виртуальная); обусловленные характером эмоциональных (страх, гнев, тревога, депрессия и т.п.) переживаний человека и определяемые физическими стрессорами (непсихогенный стресс, обусловленный физическими, химическими, биологическими воздействиями); детерминированные характером угрозы (угроза жизни, здоровью, статусу и т.п.). Стрессовые ситуации классифицируют по уровню значимости для субъекта (по эмоциональному окрасу и когнитивной оценке ситуации субъектом); бывают экзистенциальные стрессовые ситуации, связанные с переживаниями утраты смысла, ценностей, страхом смерти, одиночества, с постоянной нехваткой времени и т.п.

Обобщив вышеизложенное, можно остановиться на следующей классификации стрессовых ситуаций (рис. 2.3).

Рис. 23. Виды стрессовых ситуаций

Таким образом, стрессовую ситуацию можно рассматривать как сложный многокомпонентный и многоуровневый феномен, для понимания которого требуется тщательный анализ ее видов и специфики.

Все эти виды стрессовых ситуаций, в свою очередь, могут быть повседневными и внеповседневными. Это типы стрессовых ситуаций, на которых мы остановимся далее.

Психологические признаки стресса

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

12

Введение……………………………………………………………………………………………2

Понятие стресса……………………………………………………………………..3

2. Виды стресса…………………………………………………………………..5

Психологические признаки стресса………………………………………………………………………………………6

Динамика развития стрессового состояния…………………………………………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………………………….9

Литература………………………………………………………………………………………..9

Введение

Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса. В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях.

Стресс вызывают все серьезные события жизни: свадьба и развод, рождение ребенка и смерть прабабушки, переезд и смена работы… Вносят свой вклад и мелочи, которым, казалось, можно не придавать особого значения: поспорили с коллегой, проиграла любимая команда, автобусную остановку перенесли дальше от дома..

Жители крупных городов сталкиваются со стрессовыми ситуациями особенно часто. Причины — интенсивный, напряженный ритм жизни, большое количество окружающих людей, многие из которых находятся в плохом настроении (вспомните давку в транспорте), зачастую — более ответственная и нервная, чем у сельских жителей, работа.

Воздействие одной и той же стрессовой ситуации на разных людей может быть совершенно различным. Одного обокрали — он заработал в два раза больше, другого обокрали — он с горя запил и тоже совершил преступление. Таким образом, стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, включая даже полную ее дезорганизацию.

Задачей данной работы является последовательное рассмотрение особенностей стрессового состояния, динамики его развития, а также влияния стресса на поведение человека, в том числе и криминогенное влияние.

Понятие стресса

О стрессе говорят и пишут много, часто противоречиво. Что же такое стресс? Немов рассматривает стресс как разновидность аффекта, определяя его как «состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения».

Г. Селье, который ввел понятие стресса в 1936 г., определяет стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», состояние психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях.

Дословно это слово переводится как «напряжение», и довольно часто им обозначается широкий круг состояний человека. Но это всегда – напряжение всего организма человека, отвечающего на воздействие различных факторов, как физических, так и психологических. Итак, понятием «стресс» охватывается большое разнообразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными экстремальными воздействиями (стрессорами).

Виды стресса

Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психологический стресс.

Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Например, мы погружаем руку в ледяную воду и у нас возникают стереотипные реакции (мы выдергиваем руку из воды).

Психологический стресс как более сложное интегративное состояние требует обязательного анализа значимости ситуации с включением интеллектуальных процессов и личностных особенностей индивида. Если при физиологическом стрессе реакции индивида стереотипны, то при психологическом — индивидуальны и не всегда предсказуемы. Психологический стресс может возникать не в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъективными особенностями восприятия ее человеком. Поэтому невозможно выделить универсальные психологические стрессоры и универсальные ситуации, вызывающие психологический стресс в равной мере у всех людей. Например, даже очень слабый раздражитель в определенных условиях может играть роль психологического стрессора или один, даже очень сильный раздражитель, не может вызвать стресс у всех без исключения людей, подвергшихся его воздействию. Эти факторы весьма важны при оценке эмоционального состояния человека, особенно в судебно-следственной практике.

Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в условиях оперативно-информационной перегрузки человека при выполнении им усложненных управленческих функций с высокой степенью ответственности за последствия принимаемых решений (например, в условиях аварийной ситуации). Эмоциональный стресс возникает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапное нападение, стихийные разрушения, личностно значимые «стратегические» конфликты).

Еще Селье введением понятий «эустресс» и «дисстресс» дифференцировал понимание стресса. Эустресс — положительные эмоциональные реакции организма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам; дисстресс – эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые отрицательными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований. Но и в том и в другом случае, каким бы стресс не был – положительным или отрицательным, это всегда будет состояние потери равновесия. Таким образом, можно отметить, что стресс присущ самой нашей жизни, он – неотъемлемый компонент существования.

Согласно ситуация стресса может стать критической для субъекта лишь в том случае, когда он нацелен на неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение потребности, подчинившей себе все его существо, и при условии, что он не предполагает возникновения каких-либо препятствий во внешнем или внутреннем мире и не предполагает необходимости их преодолевать.

Внутренней необходимостью для субъекта в данном случае является получение неотложного (здесь-и-теперь) удовлетворения своей потребности.

Психологические признаки стресса

Психологические признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса:

Эмоциональные признаки, они проявляются в беспокойстве, сниженном общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, в безразличии к окружающим и близким, своей собственной судьбе, повышенной возбудимости, озабоченности, появлении чувства беспомощности.

Депрессии. Обычно депрессия дает о себе знать появлением необычной гневливости и агрессивности, чувстве паники, постоянной раздражительности и нервозности по незначащим поводам. В стрессовой ситуации люди чувствует, что теряют контроль над некоторыми аспектами своей жизни. Симптомы ухудшения физического состояния организма и изменения поведения могут усиливаться во много раз.

Дезорганизованность. Стресс поглощает внимание и сводит до минимума способность концентрировать свое внимание, появляется ощущение потери контроля над собой и ситуацией. Результатом этого могут быть неряшливость, рассеянность или принятие ошибочных решений.

Оборонительная позиция. Появление такого сигнала отражает неадекватное требование человека к себе «быть сильным». Он не должен быть слабым, поддаваться влиянию стресса. Иногда такая позиция – не более чем игра на публику, а иногда – убеждение, которое приводит к заниженной самооценке и самобичеванию. Многие люди стараются не поддаваться надвигающемуся стрессу. В самых простых ситуациях они становятся деспотичными, любое несогласие принимают как попытку унизить их достоинство и поколебать авторитет.

Несамостоятельность. Некоторые люди, оказываясь в стрессовом состоянии, утрачивают способность к выполнению своих функций. Начинается процесс деградации: они хотели бы остаться прежними – уверенными в себе и дееспособными, поэтому боятся осознать появление этого сигнала, а еще больше опасаются, что их несамостоятельность заметят окружающие. Чувство вины только усиливает стресс.

Возникают трудности с принятием решения и выполнением задуманного. Стресс обычно означает потерю контроля, ограничение выбора. В таких условиях очень трудно принять решение, даже самое простое, а главное – его исполнить.

Таким образом, можно увидеть, что стресс оказывает серьезное влияние на физическое и психическое здоровье человека.